Arms
 
развернуть
 
677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, д. 18
Тел.: (4112) 42-08-99
jakutsky.jak@sudrf.ru
677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, д. 18Тел.: (4112) 42-08-99jakutsky.jak@sudrf.ru
О СУДЕ
История создания суда

            Зарождение судебной системы и появление суда в качестве учреждения правосудия в Якутии можно отнести во 2-й половине XVII века в связи с изданием царского указа в 1677 году, который предоставил якутским князькам право участия в рассмотрении сборщиками ясака исков о мелких сборах с якутов.  С 1689 года родоначальникам предоставлялось право наказывать своих сородичей, виновных в угоне лошадей, рогатого скота, взыскивая с них стоимость украденного скота в четырехкратном размере. Однако юридические акты XVII и первой четверти XVIII веков не содержали правовых норм об учреждении суда родоначальников. На суд и расправу по закону имела право лишь царская власть.

      Институт родового суда законодательно был предусмотрен в инструкции, составленной С.Л. Владиславовичем-Рагузинским 27 июня 1728 года. Затем судебные полномочия родоначальников были подтверждены Указом Коллегии иностранных дел, изданным 8 ноября 1729 года.

            В последующем, в Указе правительствующего Сената от 13 декабря 1820 года было сказано, что «иноверцам» в Сибири предоставляется право «разбираться в кражах скота и других маловажных делах, кроме криминальных дел и смертельного убийства, через своих старшин».

          Принципиальной основой названного суда было то, что судопроизводство осуществлялось по существующим у каждого племени или народности обычаям, а конкретные дела решались на основе норм обычного права, путем словесного разбирательства.

            М.М. Сперанский в «Отчете об Обозрении Сибири» от 1 февраля 1821 года писал, что «Дела «инородцев» решаются большею частью в родовых их управах».

      Судебные реформы, происходившие в России, по мере развития общества превратили выполнение судейских функций в вид постоянной профессиональной государственной деятельности. Наиболее значимые реформы судоустройства привели к тому, что в Российской империи сложилась определенная судебная система по территориальному признаку с различием подсудности по сословиям.

           Кардинальная судебная реформа, начатая в России в 1864 году в царствование Александра II, была вызвана необходимостью «водворить суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных…, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность».

       Судебными установлениями и уставами закреплялось создание новой, достаточно стройной судебной системы, основными принципами которой провозглашались гласность, состязательность судебного процесса. Отменялись ревизионный порядок рассмотрения дел и их сословная подсудность.

            В качестве низшей судебной ступени вводились мировые суды, обособленные от общей судебной системы государства. Их судьи избирались земским собранием сроком на 3 года. Дела рассматривались мировым судьей единолично. Их решения могли быть обжалованы съезду мировых судей.

            Дела, не подпадавшие под юрисдикцию мировых судов (основная масса уголовных и гражданских дел по первой инстанции), рассматривались окружными судами, учреждаемыми на несколько уездов и состоящими из председателя, членов суда и судебных следователей.

            Помимо преобразований государственного устройства, Александр II активно продолжал работу по освоению и заселению отдаленных районов страны.

            До 50-х г.г. XIX в. территория современной Республики Саха (Якутия) входила в состав генерал-губернаторства Восточной Сибири. В 1884 году при разделении Восточной Сибири на Иркутское и Приамурское Генерал-губернаторства, Якутия вошла в состав Иркутского.

            Для внедрения новых судебных установлений в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока царским Указом от 7 апреля 1894 г. специально была создана «Комиссия, Высочайше учрежденная  для работ по преобразованию судебной части, по вопросу о применении судебной реформы к Сибири».

            Генерал-губернаторы Восточной и Западной Сибири, изучив и проработав направленные им предложения по преобразованию судебной системы, пришли к главному заключению, что «преобразование в Сибири судебной части, не только возможно, но и совершенно необходимо, и даже необходимее, чем в центральных губерниях, по причине чрезвычайной отдаленности и постоянно замечаемого там преобладания административного произвола. При этом применение судебной реформы может быть сделано с допущением некоторых изменений и изъятий, связанных, с одной стороны, с разноплеменностью сибирского населения и разделением его по различию образа жизни, нравов и понятий, а с другой стороны, с необыкновенностью края и разбросанностью населения».

            Выработанная Комиссией идея о судебной власти заключалась в том, чтобы «возвысить там судебную власть и вместе с тем приблизить ее к народу, нужно дать, наконец, Сибири суд на тех главных основаниях, которые уже одобрены законодательною власть и испытаны в других частях Империи».

            Важное место занимает работа Особой комиссии под председательством члена Комиссии П.М. Бутковского по разработке всех вопросов, связанных с судебным преобразованием в отдаленных и малообжитых районах страны. С самого начала комиссия П.М. Бутковского приступила к разработке временных мероприятий, направленных на улучшение судебной власти Сибири. Мнение Государственного Совета в отношении судебной реформы в Сибири было таково: «в целях устранения финансовых препятствий к разрешению на практике сего вопроса», возможно проведение судебной реформы не на всей территории Сибири, а лишь в местностях, «которые по культуре своей более других подготовлены к восприятию этой меры». Относительно сибирских инородцев Государственный Совет полагал, что «стоящим на низком уровне культуры, частью не представляют, по своим почвенным и климатическим свойствам и никаких задатков для правильного развития в них гражданской жизни, частью, по причине своей отдаленности еще долго ожидать правильной колонизации. Такие части Сибирского края требуют самых простых форм управления, а потому введение в них усовершенствованного и дорогостоящего судебного строя, очевидно, не вызывается необходимостью». Исходя из этого, Комиссия предложила в местностях, где требовалось установление «самых простых форм управления», в частности, в Якутской области, не предусматривать специальных судебных органов. Производство предварительного следствия и разбирательство дел мировой подсудности возлагалось на представителей и чинов полиции.

         В 1897 г. в Сибири был создан один судебный округ – Иркутский, состоящий из двух судебных палат – Казанской и Иркутской. Созданный в Якутской области окружной суд с нахождением в г. Якутске, подчинялся Иркутской судебной палате. В «Юридическом календаре» за 1897 г. указаны фамилии тех, кто осуществлял правосудие в сибирских судах. В частности, в Якутской области – окружной судья П.Д. Ляпустик, областной прокурор Н.С. Макаров, товарищи прокурора К.П. Белоусов, А.К. Кокшарский, судебный следователь Шведов.

            Также в Якутской области были созданы мировые суды. Было образовано 6 округов – г. Якутск, Якутский, Олекминский, Вилюйский, Олекминская и Витимская золотопромышленная системы. Каждый округ имел судебно-мировые участки. Так как вся территория Якутии охватывала дальние участки, добраться до которых было нелегко, а вместе с тем и в таких местах возникали дела, требующие рассмотрения, обязанности мировых судей были возложены на начальников местной полиции.

          По делам инородцев был сохранен местный суд, предусмотренный «Уставом об управлении инородцев» и «Учреждением об управлении сибирских губерний» 1822 г. В порядке исключения к ведению Якутского окружного суда или мирового судьи подлежали иски: между инородцами и лицами, не принадлежавшими к инородческому состоянию; между инородцами различных народностей; между инородцами при их соглашении на разбор мировых или общих судов.

           При разрешении конкретных дел инородческий суд должен был руководствоваться обычным правом, а при отсутствии обычая – применить обще-русские законы. У якутов твердо установившихся юридических обычаев было чрезвычайно мало: старые обычаи под напором быстро текущей жизни разрушались, а новые не могли создаться, так как смена в хозяйственном и бытовом укладе жизни приняли слишком быстрый темп. Якутская общественная жизнь не могла, конечно, застыть в своих первобытных формах под влиянием разных культур и народностей – старый уклад жизни пришел в упадок и мало соответствовал своему содержанию. Положение об инородцах не предусматривало каких-либо процессуальных норм при производстве судебных действий. Порядок производства, допущение  тех или иных доказательств, форма решения, последующие исполнительные действия – все это было делом личного усмотрения и взглядов судей.

            Однако, общие суды были неприемлемы для якутов, в основном, по следующим причинам: во-первых, обязательное употребление и ведение процесса на русском языке; во-вторых, чрезмерное сужение сферы применения местного обычного права; в-третьих, большая сложность и недоступность государственного кодекса – норм процессуальных и материальных.

            В начале XX века в связи с революцией 1905 года, а затем первой мировой войной судебная реформа утратила актуальность. После победы февральской революции Временное правительство объявило о намерении отменить законы, ухудшавшие Судебные уставы. Однако, после Октябрьской революции 1917 года большевики посчитали пролетарской обязанностью не реформирование судебных учреждений, а совершенное уничтожение до самого основания всего старого суда и его аппарата.

            Для борьбы с криминальными преступлениями и оппозицией, не принявшей новую власть, под разными названиями создавались временные народные суды (революционный суд, суд общественной совести, революционный трибунал и т.д.). В основном такие суды руководствовались правилами, принимавшимися на собраниях и митингах, и выносили приговоры на основании «революционного правосознания».

            Декрет о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. – первый законодательный акт Советской власти о суде, упразднял окружные суды, судебные палаты и правительствующий Сенат, а также все прочие суды (военные, морские, коммерческие и т.д.), заменяя их судами, образуемыми на основании демократических выборов. Упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, адвокатуры. Приостанавливалась деятельность мирового суда. Вводился принцип сменяемости судей и заседателей.

            Правосудие в районах, городах, волостях и уездах передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Судьи избирались Советами – органами власти на местах, а народные заседатели привлекались к рассмотрению дел по особым спискам, составленным  теми же Советами.

            Суды создавались по классовому принципу «участия трудящихся и эксплуатируемых масс». Главная роль отводилась народным заседателям. Постоянный судья, если это был юрист, являлся как бы консультантом в области права.

            Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. создавались новые судебные инстанции – окружные суды, а в качестве кассационной инстанции для них – областные суды. В состав окружных судов входили 3 постоянных члена и 4 народных заседателя (по гражданским делам) либо 12 заседателей и председатель (по уголовным делам). Апелляция отменялась и допускалась лишь кассация решений.

            Положение о народном суде РСФСР, утвержденное 30 ноября 1918 г., запретило ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств, тем самым подвело итог первому этапу становления единого советского суда.

            Установление на территории Якутии новой революционной судебной системы помимо сложностей, характерных для всей страны, сопровождалось и своими особенностями.

            До установления в 1920 году Советской власти в республике в Якутии действовали коронные суды (окружной суд, мировые судьи, судебные следователи) и суды инородческие.

           Работа по организации аппаратов советской юстиции началась только с июля 1920 года. В то время, как в Советской России уже более года действовал Единый народный суд согласно положению от 30 ноября 1918 года, то в Якутске руководствовались Декретом о местном суде № 1 от 1917 года.

            7 июля 1920 года при Якутском райревкоме был учрежден Губернский отдел юстиции – первый руководящий орган судебной системы Якутии, который, в первую очередь должен был приступить к организации нарсудов, революционного трибунала и карательного подотдела.

          16 июля 1920 года согласно утвержденному постановлением коллегии Губернского отдела юстиции плану на территории Якутии были образованы 19 участков нарсуда, 7 следственных участков и учреждены 8 должностей запасных народных судей. Первым участком народного суда стал судебный участок в городе Якутске. Таким образом, 16 июля 1920 года можно считать датой образования народного суда в городе Якутске.

            Согласно штатному расписанию, утвержденному постановлением Якутского ревкома от 4 сентября 1920 года, участок народного суда г. Якутска имел следующую структуру: народный судья – 1, секретарь – 1, помощник секретаря – 1, канцелярист 1 разряда – 1, канцелярист 2 разряда –1, переводчик –1, курьер – 1.

            Документально установлено, что первым народным судьей г. Якутска стал Степан Дмитриевич Коротков, утвержденный в должности народного судьи приказом коллегии Якутского губотдела юстиции по судебно-следственному подотделу от 26 июля 1920 года. До этого С.Д. Коротков имел опыт работы местным судьей около 3 месяцев, работал в должностях председателя и члена военно-революционного трибунала.

            На должности народного судьи судебного участка г. Якутска согласно архивным данным в разные годы работали: Пелагея Николаевна Саввина (08.12.1920 – 27.04.1921 гг.), Рахиль Зайцева-Гулько (27.04.1921 – 24.05.1921 гг.), П.М.Федосеев (24.05.1921 – 29.03.1922 гг.), Петр Лаврентьевич Киренский (29.03.1922 – 01.06.1922 гг.), Алексей Васильевич Ленский (03.06.1922 – 26.10.1922 гг.), Федот Ефимович Кузьмин (26.10.1922 – 23.08.1923 гг.), Николай Степанович Ефимов (23.08.1923 – 25.08.1923 гг.).

            То обстоятельство, что указанные лица работали на данной должности непродолжительное время, объясняется тем, что страна не обладала кадрами, имеющими соответствующую квалификацию для работы в судебно-следственных должностях. В соответствии с политикой нового правительства на ответственные должности назначались выходцы из рабочих и крестьян. Сложность и напряженность работы народных судей, отсутствие опыта, недостаточность образования, отсутствие элементарных условий для отправления правосудия стали причиной постоянной текучести кадров.

            2-8 апреля 1921 года в Якутске состоялся 1-й съезд судебно-следственных работников Якутского, Олекминского и Вилюйского округов. Главное внимание съезда было обращено на организационное укрепление советского суда и на ознакомление с советским законодательством.

            На этом съезде с докладом выступила судья П.Н. Саввина – первая женщина в Якутии, взявшая на себя столь ответственную должность. К сожалению, нам пока неизвестно, как в дальнейшем сложилась ее жизнь. Известно лишь, что до этого она какое-то время работала в Якутской городской больнице, затем она состояла членом президиума Якутского губернского Совета народных судей, образованного в сентябре 1920 года. Приказом коллегии Якутского губернского отдела юстиции по судебно-следственному подотделу от 8 декабря 1920 года П.Н. Саввина была утверждена на должность народного судьи г. Якутска.

         В 1922 г., вызванная изменением социально-экономических условий, в стране была проведена судебная реформа на основании Положения о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. В Советской республике создавалась единая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд РСФСР.

            Новая система начала функционировать на территории всей страны с января 1923 года. Однако в Якутии судебная реформа стала проводиться лишь в 1924 году. Не принимая во внимание некоторые изменения в компетенции звеньев судебной системы, в основных чертах она сохранялась до судебно-правовой реформы, проводимой в наше время.

              14 марта 1924 г. был организован Главный суд ЯАССР, а в г. Якутске вновь были созданы два участка народного суда, осуществлявших правосудие на территории города.

         Краткий экскурс в историю становления судебной системы в Якутии объясняется необходимостью установления даты образования первого судебного учреждения в г. Якутске, являющегося историческим предшественником Якутского городского суда. Как выяснилось, у суда непростая история. На протяжении многих лет он неоднократно переименовывался. Однако цели отправления правосудия во имя справедливости и торжества закона остаются во все времена одними и теми же. Поэтому, говоря о том, с какого времени существует Якутский городской суд, надо определить преемственность районного суда, как звена судебной системы. И то обстоятельство, что нам удалось восстановить хронологию событий 85-летней давности, является для нас знаменательным событием.

           Казалось бы, со стороны российской государственности – это срок небольшой, но он позволяет оглянуться назад, проанализировать прожитые годы, определиться, как работать дальше, в полной мере исполняя весь комплекс возложенных задач. За эти годы судом пройден славный путь. Многое пришлось увидеть и пережить его судьям и работникам аппарата. Разные были времена, разные были проблемы. Сегодня Якутский городской суд – крепко стоящая на ногах организация, работники которой достойно продолжают добрые традиции своих предшественников, осуществляя на практике судебную защиту законных прав и интересов граждан.

           Сохранившаяся в государственном архиве историческая справка указывает на образование 1-го участка народного суда в г. Якутске 16 июля 1920 года. Именно эту дату Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) считает днем своего рождения. Возможно, эта дата достаточно условна. Но мы считаем, что хронология истории судебной системы нашей Республики должна иметь свою точку отсчета.

         Сегодня Якутский городской суд РС (Я) является районным судом общей юрисдикции и входит в единую систему федеральных судов Российской Федерации. В пределах своей компетенции рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, а также в апелляционном порядке дела, рассмотренные мировыми судьями, осуществляя надзор в предусмотренных законом процессуальных формах за их деятельностью; изучает и обобщает судебную практику; анализирует судебную статистику.

            Правосудие в Республике Саха (Якутия) отправляется 37 районными судами и мировой юстицией. Из них Якутский городской суд является самым многосоставным судом республики. Судейский корпус суда в настоящее время состоит из 31 федерального судьи, в том числе председателя суда и двух заместителей. В аппарате суда трудятся 143 работника суда.

             В целях своевременного и правильного разрешения дел в суде введена специализация судей. 

       Нахождение на территории г. Якутска жилых микрорайонов, крупных промышленных предприятий, государственных учреждений, редакций газет, следственного изолятора и исправительных учреждений предопределяет специфику рассматриваемых судом дел. Общеизвестно, что Якутский городской суд выполняет одну треть объема работы всех судов республики. Из года в год растет количество рассматриваемых судом дел, средняя нагрузка на судей Якутского городского суда стабильно выше, чем в среднем по республике. Несмотря на это, судейский корпус добивается стабильного качества вынесенных ими судебных актов, придерживаясь при этом установленных процессуальными законодательствами сроков при рассмотрении дел.

            Своевременному осуществлению правосудия способствует качественная и эффективная деятельность работников аппарата Якутского городского суда РС (Я). Это помощники судей, консультанты суда, секретари суда, секретари судебного заседания, специалисты.

           За эти годы Якутский городской суд внес значительный вклад в расширение возможностей для доступа граждан, проживающих на территории республики, к правосудию. В настоящее время не существует ограничений в судебной защите гражданами своих конституционных, социальных, трудовых прав, в обжаловании неправомерных действий должностных лиц, органов власти и самоуправления.

         Большое внимание уделяется работе по повышению качества отправления правосудия, профессиональной учебе судей. Ежеквартально проводятся учебные семинары совместно с судьями Верховного суда РС (Я) и мировыми судьями по практике применения действующего законодательства. Судьи Якутского городского суда принимают активное участие в организации и проведении таких семинаров.

            Наиболее существенные изменения в работе суда, происшедшие за последние годы, коснулись оснащения техникой, служебным автотранспортом, проведения ремонта здания суда.

          Судьи Якутского городского суда принимают активное участие в работе органов судейского сообщества республики: конференциях судей Республики Саха (Якутия), Совете судей РС (Я), квалификационной коллегии судей, задачей которых является содействие проведению судебной реформы, защита интересов судей, представление интересов судей, представление интересов судей в других органах государственной власти.

       Суд, как единственный орган, осуществляющий правосудие, должен иметь доверие граждан, стать для них «властью абсолютно справедливой». Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) занимает достойное место в системе судебных органов в России. В связи с этим нынешние сотрудники Якутского городского суда надеются, что традиции и добрые дела, заслуженный авторитет суда будет приумножаться и дальше.


опубликовано 12.11.2024 06:08 (МСК), изменено 12.11.2024 06:11 (МСК)